На этой странице мы регулярно публикуем статьи по актуальным вопросам и проблемам обязательного декларирования и сертификации соответствия продукции (товара), выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, требованиям технических регламентов.
Обязательное подтверждение соответствия. Объекты обязательного подтверждения соответствия.
В соответствии с ч.1 ст.23 Закона О техническом регулировании: - обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие...
Обязательное подтверждение соответствия. Объекты обязательного подтверждения соответствия.
В соответствии с ч.1 ст.23 Закона О техническом регулировании:
- обязательное подтверждение соответствия проводится только в случаях, установленных соответствующим техническим регламентом, и исключительно на соответствие требованиям технического регламента;
- в отличие от добровольного подтверждения соответствия объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция. И что особенно важно - продукция, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации.
Таковой следует считать:
- уже готовую продукцию отечественного производства, реализуемую ее изготовителем, находящимся на территории нашей страны,
- либо импортируемую продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации и выпускаемую в таможенном режиме для свободного обращения по установленным правилам.
В Протоколе о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.) под выпуском продукции в обращение понимается поставка или ввоз продукции (в том числе отправка со склада изготовителя или отгрузка без складирования) с целью распространения на территории Союза в ходе коммерческой деятельности на безвозмездной или возмездной основе. То есть в любом случае продукция должна непременно предназначаться для дальнейшего выпуска ее в оборот. Под оборотом продукции в соответствии со статьей 23 Закона о ТР допустимо понимать куплю-продажу (в том числе экспорт и импорт) и иные способы передачи продукции (реализация), ее хранения и перевозки.
Случаи производства продукции для выпуска ее в оборот, необходимо отличать от случаев производства продукции, предназначенной для личного потребления (не является выпуском продукции в оборот).
Виды форм и схем обязательного подтверждения соответствия. Содержание понятий
Согласно п. 3 ст. 20 Закона о ТР обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия) и сертификации соответствия...
Формы и схемы обязательного подтверждения соответствия.
Выше нами были рассмотрено содержание понятий форма подтверждения соответствия, декларирование соответствия и сертификация соответствия.
Согласно п. 3 ст. 20 Закона о ТР обязательное подтверждение соответствия продукции требованиям технических регламентов осуществляется в формах принятия декларации о соответствии (декларирования соответствия) и сертификации соответствия.
Декларирование соответствия и сертификация соответствия продукции требованиям технических регламентов осуществляется по определенным схемам.
Закон О техническом регулировании определяет содержание понятия схема подтверждения соответствия - перечень действий участников подтверждения соответствия, результаты которых рассматриваются ими в качестве доказательств соответствия продукции и иных объектов установленным требованиям.
В соответствии с ч. 2 ст.23 Закона о ТР форма и схемы обязательного подтверждения соответствия могут устанавливаться только техническим регламентом с учетом степени риска не достижения целей технических регламентов.
При разработке технических регламентов разработчики пользуются различными рекомендациями, в том числе Рекомендациями по выбору форм и схем обязательного подтверждения соответствия продукции при разработке технических регламентов. Р 50.1.046-2003, утвержденными впоследствии Постановлением Госстандарта РФ от 23 июня 2003 г. № 201а-ст, а так же Методическими рекомендациями по разработке и подготовке к принятию проектов технических регламентов, утвержденными Приказом Минпромэнерго РФ от 12 апреля 2006 г. № 78.(далее – «Рекоммендации»).
Схемы, приведенные в указанных Рекомендациях, гармонизированы с европейским модульным подходом к оценке соответствия в той степени, в которой это не противоречит нормам Закона о ТР.
В соответствии с Р 50.1.046-2003 закреплен принцип, в соответствии с которым в технических регламентах как правило устанавливается, что наиболее приоритетной формой следует признавать декларирование соответствия. Обязательная сертификация закладывается в технических регламентах только в обоснованных случаях.
Необходимость использования обязательной сертификации может обосновываться следующими общими критериями:
1) высокая степень потенциальной опасности продукции в сочетании со специальными мерами по защите рынка, когда необходимо дополнительно учитывать сложившуюся конкретную ситуацию на определенном секторе рынка. Примером этого может быть введение обязательной сертификации лекарственных средств;
2) принадлежность конкретной продукции к сфере действия международных соглашений, конвенций и других документов, к которым присоединилась Россия и в которых предусмотрена сертификация подобной продукции. Для такой продукции в технических регламентах на основе процедур сертификации, установленных международными документами, должны быть предусмотрены соответствующие схемы подтверждения соответствия в форме сертификации;
3) исключение случаев, когда заявитель не может реализовать положения Закона об обязательном подтверждении соответствия, например, при отсутствии на территории Российской Федерации полномочного представителя зарубежного изготовителя или при невозможности заявителя-продавца обеспечить собственные доказательства подтверждения соответствия в объеме, предусмотренном техническим регламентом.
Для повышения гибкости процедур подтверждения соответствия в технических регламентах как правило устанавливают для одной и той же продукции обе формы подтверждения соответствия с указанием условий, ограничивающих при необходимости их применение.
Состав схем декларирования устанавливается в технических регламентах в соответствии с рекомендациями Р 50.1.046-2003 приведенными в приложении А, состав схем сертификации - в приложении Б. Непосредственно схемы подтверждения соответствия мы будем рассматривать в привязке к формам, ниже.
В схемах декларирования завершающей операцией является принятие заявителем декларации о соответствии, в схемах сертификации - выдача заявителю сертификата соответствия. Заявитель (изготовитель, продавец) на основе декларации о соответствии или сертификата соответствия маркирует продукцию знаком обращения на рынке. Конкретные требования к маркированию знаком обращения на рынке устанавливаются техническим регламентом на эту продукцию.
Документальное удостоверение обязательного подтверждения соответствия. Сроки действия деклараций о соответствии и сертификатов.
Документальным удостоверением обязательного подтверждения соответствия в зависимости от того, в какой форме оно проводилось, является либо декларация о соответствии, либо сертификат соответствия. Оба документа, и декларация...
Документальное удостоверение обязательного подтверждения соответствия. Сроки действия сертификатов и деклараций о соответствии.
Документальным удостоверением обязательного подтверждения соответствия в зависимости от того, в какой форме оно проводилось, является либо декларация о соответствии, либо сертификат соответствия.
Оба документа, и декларация о соответствии и сертификат соответствия, обладают равнозначной юридической силой и действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 472 ГК РФ сроком годности признается срок, по истечении которого товар считается непригодным для использования по назначению.
Согласно ст. 5 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей" срок службы - период, в течение которого изготовитель (исполнитель) обязуется обеспечивать потребителю возможность использования товара (работы) по назначению и нести ответственность за существенные недостатки.
Декларирование соответствия. Лица, которые вправе принимать декларацию.
В соответствии со ст.24 Закона О техническом регулировании, в отличие от обязательной сертификации, при которой соответствие продукции установленным требованиям подтверждает исключительно третья сторона (орган по сертификации), декларирование...
Декларирование соответствия. Лица, которые вправе принимать декларацию.
В соответствии со ст.24 Закона О техническом регулировании, в отличие от обязательной сертификации, при которой соответствие продукции установленным требованиям подтверждает исключительно третья сторона (орган по сертификации), декларирование соответствия осуществляется первой стороной (заявителем).
В качестве заявителей при декларировании соответствия могут выступать зарегистрированные в установленном порядке на территории Российской Федерации:
1) юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), являющиеся непосредственными изготовителями или продавцами продукции;
2) юридические и физические лица (индивидуальные предприниматели), представляющие интересы соответствующих иностранных изготовителей и продавцов продукции на территории РФ. Закон именует их лицами, выполняющими функции иностранного изготовителя, предусматривая, что выполнение таких функций осуществляется на договорной основе. При этом Закон для данного случая сразу оговаривает вопросы ответственности за несоответствие поставляемой продукции требованиям технических регламентов - ответственность возлагается на лицо, принявшее на себя обязательства в части обеспечения соответствия продукции требованиям технических регламентов, т.е. лицо, которое приняло декларацию о соответствии.
Из смысла Закона следует, что декларацию о соответствии на ввозимую (ввезенную) на территорию РФ продукцию могут принимать зарегистрированные в РФ лица, которые выполняют на основании договора поручение иностранного изготовителя. Предметом договора между иностранным изготовителем продукции и исполнителем его функций должны быть соответствующие обязательства и права сторон по выполнению требований Закона по декларированию ввозимой на территорию РФ продукции.
Конкретный круг заявителей устанавливается в соответствующем техническом регламенте.
Схемы декларирования соответствия.
В соответствии с ч.1 ст.24 Закона О техническом регулировании декларирование соответствия осуществляется заявителем по одной из предусмотренных Законом схем на основании собственных доказательств, а так же на основании собственных...
Схемы декларирования соответствия.
В соответствии с ч.1 ст.24 Закона О техническом регулировании декларирование соответствия осуществляется заявителем по одной из предусмотренных Законом схем:
- на основании собственных доказательств;
- на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием третьей стороны - органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
Схемы декларирования соответствия, как и схемы обязательной сертификации, устанавливаются техническим регламентом (ч. 2 ст. 23 Закона о ТР), однако схема декларирования соответствия с участием третьей стороны предусматривается в техническом регламенте только в том в случае, если отсутствие третьей стороны приводит к не достижению целей подтверждения соответствия. По сути, такая оговорка означает, что схема декларирования соответствия с участием третьей стороны устанавливается в техническом регламенте, когда представленных заявителем собственных доказательств будет недостаточно для того, чтобы достоверно установить подтверждение соответствия либо в силу особого характера предъявляемой к декларированию соответствия продукции.
Как было указано выше виды схем декларирования устанавливаются в технических регламентах с учетом:
положений Методических рекомендаций, утв. Приказом Минпромторга России от 21.07.2017 № 2380 (далее – «Методические рекомендации Минпромторга»),
и прямого указания, п.п. 71.1., 71.2 Методических рекомендаций Минпромторга, о том, что «при установлении в Техническом регламенте состава схем подтверждения соответствия следует руководствоваться Решением Комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 г. № 621 «О Положении о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза» (далее – «Положение о типовых схемах оценки»)
При этом нужно оговориться, что на сегодняшний день уже приняты новые типовые схемы оценки соответствия, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44. В соответствии с указанным Решением Совета ЕЭК «все технические регламенты Евразийского экономического союза подлежат изменению в части типовых схем подтверждения соответствия. А до внесения таких изменений схемы подтверждения соответствия в уже принятых технических регламентах действуют в редакции Положения о типовых схемах оценки.
Порядок оформления и регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов.
В ч. 5 статьи 24 Закона О техническом регулировании, устанавливается, что Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать наименование и местонахождение заявителя, наименование и местонахождение изготовителя...
Порядок оформления и регистрации деклараций о соответствии продукции требованиям технических регламентов.
В ч. 5 статьи 24 Закона О техническом регулировании, устанавливается, что Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:
- наименование и местонахождение заявителя;
- наименование и местонахождение изготовителя;
- информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
- наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
- указание на схему декларирования соответствия;
- заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
- сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы менеджмента качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
- срок действия декларации о соответствии;
иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Срок действия декларации о соответствии, как и сертификата соответствия (ст. 24 Закона), определяется соответствующим техническим регламентом.
Что касается формы декларации о соответствии продукции требованиям технических регламентов, то на сегодняшний день она утверждена Приказом Минпромэнерго России от 22 марта 2006 г. № 54, в котором также приводятся и рекомендации по ее заполнению.
В силу ч. 6 статьи 24 Закона о ТР оформленная заявителем декларация о соответствии подлежит регистрации в электронной форме в едином реестре деклараций о соответствии в уведомительном порядке в течение трех дней со дня ее принятия.
Ведение единого реестра деклараций о соответствии осуществляет Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация).
Единый реестр деклараций о соответствии размещен на сайте Росаккредитации и доступен по ссылке: https://pub.fsa.gov.ru/rds/declaration
Порядок формирования и ведения единого реестра деклараций о соответствии и порядок регистрации деклараций о соответствии устанавливаются Приказом Министерства экономического развития РФ от 21 февраля 2012 г. № 76 "Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений".
В соответствии с ч. 7 статьи 24 Закона о ТР декларация о соответствии и доказательственные материалы хранятся у заявителя в течение десяти лет со дня окончания срока действия такой декларации в случае, если иной срок их хранения не установлен техническим регламентом.
Заявитель обязан представить декларацию о соответствии либо регистрационный номер декларации о соответствии и доказательственные материалы по требованию федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.
Следует добавить, что с 8 ноября 2016 г. согласно решению Коллегии ЕЭК от 10 мая 2016 г. № 38 "О технологических документах, регламентирующих информационное взаимодействие при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса "Формирование и ведение единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров))" действуют единые «Правила информационного взаимодействия при реализации средствами интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли общего процесса «Формирование и ведение единого реестра органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза (в том числе органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров))»», которые разработаны в целях определения порядка и условий информационного взаимодействия между участниками общего процесса «Формирование и ведение единых реестров выданных или принятых документов об оценке соответствия требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза)» в части, касающейся единого реестра выданных сертификатов соответствия и зарегистрированных деклараций о соответствии, включая описание процедур, выполняемых в рамках этого общего процесса.
Обязательная сертификация. Схемы обязательной сертификации.
В ч.1 статьи 25 Закона О техническом регулировании конкретизированы отдельные положения проведения работ по обязательному подтверждению соответствия в части, касающейся обязательной сертификации. Во-первых, Закон уточняет, что обязательная...
Обязательная сертификация. Схемы обязательной сертификации.
В ч.1 статьи 25 Закона О техническом регулировании конкретизированы отдельные положения проведения работ по обязательному подтверждению соответствия в части, касающейся обязательной сертификации.
Во-первых, Закон уточняет, что обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Во-вторых, регламентирует, что схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим техническим регламентом. В-третьих, закрепляет, что соответствие продукции требованиям технических регламентов подтверждается особым документом - сертификатом соответствия, который выдается заявителю органом по сертификации по итогам проведения обязательной сертификации.
При этом круг заявителей должен устанавливаться соответствующим техническим регламентом.
Виды схем обязательной сертификации соответствия продукции требованиям технических регламентов устанавливаются с учетом:
положений упоминаемых выше Методических рекомендаций, утв. Приказом Минпромторга России от 21.07.2017 № 2380 (далее – «Методические рекомендации Минпромторга»),
прямого указания, п.п. 71.1., 71.2 Методических рекомендаций Минпромторга, о том, что «при установлении в Техническом регламенте состава схем подтверждения соответствия следует руководствоваться «Положением о порядке применения типовых схем оценки (подтверждения) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза», утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 07 апреля 2011 г. № 621 (далее – «Положение о типовых схемах оценки»).
При этом нужно оговориться, что на сегодняшний день уже приняты новые типовые схемы оценки соответствия, утвержденные Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 18 апреля 2018 г. № 44. В соответствии с указанным Решением Совета ЕЭК «все технические регламенты Евразийского экономического союза (Таможенного союза) подлежат изменению в части типовых схем подтверждения соответствия. А до внесения таких изменений схемы подтверждения соответствия в уже принятых технических регламентах действуют в редакции Положения о типовых схемах оценки.
Орган по сертификации. Содержание статуса и полномочия
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона о ТР, обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в национальной системе аккредитации в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об...
Орган по сертификации. Содержание статуса и полномочия
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Закона о ТР, обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации, аккредитованным в национальной системе аккредитации в порядке, установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации».
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по аккредитации органов по сертификации и организующим формирование и ведение государственного реестра аккредитованных лиц, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) https://fsa.gov.ru/
Орган по сертификации уполномочен:
1) привлекать для проведения исследований (испытаний) и измерений аккредитованные испытательные лаборатории (центры). Правоотношения между органом по сертификации и указанными субъектами регулируются соответствующим договором;
2) осуществлять контроль за объектами сертификации, если такой контроль предусмотрен соответствующей схемой обязательной сертификации и договором;
3) выдавать сертификаты соответствия и информировать об этом федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
4) приостанавливать или прекращать действие выданных им сертификатов соответствия;
5) определять стоимость работ по сертификации, выполняемых по договору с заявителем;
6) принимать решение о продлении срока действия сертификата соответствия, в том числе по результатам проведенного контроля за сертифицированными объектами. Порядок принятия такого решения устанавливается соответствующим техническим регламентом.
7) вести реестр выданных им сертификатов соответствия;
8) информировать соответствующие органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшей ее;
9) информировать о приостановлении или прекращении действия выданных им сертификатов соответствия федеральный орган исполнительной власти, организующий формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, и органы государственного контроля (надзора) за соблюдением технических регламентов;
10) обеспечивать предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;
11) осуществлять отбор образцов для целей сертификации и представлять их для проведения исследований (испытаний) и измерений в аккредитованные испытательные лаборатории (центры) или поручать осуществить такой отбор аккредитованным испытательным лабораториям (центрам);
12) подготавливать заключение, на основании которого заявитель вправе принять декларацию о соответствии по результатам проведенных исследований (испытаний), измерений типовых образцов выпускаемой в обращение продукции и технической документации на данную продукцию.
Испытательные лаборатории. Содержание статуса и полномочия
Все необходимые для осуществления процедур обязательной сертификации исследования (испытания) и измерения продукции проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) на условиях договоров заключаемых с органами по...
Испытательные лаборатории. Содержание статуса и полномочия
Все необходимые для осуществления процедур обязательной сертификации исследования (испытания) и измерения продукции проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами) на условиях договоров заключаемых с органами по сертификации.
Аккредитация испытательных лабораторий осуществляется в порядке установленном Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия по аккредитации испытательных лабораторий и организующим формирование и ведение государственного реестра аккредитованных лиц, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) https://fsa.gov.ru/
При этом аккредитованные испытательные лаборатории (центры) имеют право проводить только те исследования (испытания) и измерения продукции, которые входят в область их аккредитации.
Результаты исследований (испытаний) и измерений оформляются в виде соответствующих протоколов. Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) обязана обеспечить достоверность этих результатов, поскольку в противном случае это может служить основанием для привлечения ее к ответственности, предусмотренной ст. 42 Закона о ТР.
Орган по сертификации оценивает отраженные в протоколах сертификационных испытаний результаты и на их основании принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата соответствия.
В целях обеспечения объективности проводимых исследований (испытаний) и измерений Закон предусматривает для органа по сертификации обязанность, в соответствии с которой он не вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) сведения о заявителе.
Порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия.
Порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия.
Порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия утвержден Постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2006 г. № 201.
Федеральным органом исполнительной власти, организующим формирование и ведение единого реестра сертификатов соответствия, является Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) https://fsa.gov.ru/
Сведения Единого реестра сертификатов соответствия являются открытыми и размещены в электронном виде на сайте Росаккредитации по ссылке: https://pub.fsa.gov.ru/rss/certificate
Помимо этого, Правительством РФ устанавливается порядок выдачи бланков сертификатов соответствия:
- Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2014 г. № 1383 "О порядке выдачи бланков сертификатов соответствия, в том числе бланков сертификатов соответствия на продукцию, включенную в единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, за исключением бланков сертификатов соответствия на продукцию, для которой устанавливаются требования, связанные с обеспечением безопасности в области использования атомной энергии".
Знак обращения на рынке
В соответствии со статьей 27 Закона О техническом регулировании продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, установленном Законом О техническом регулировании, маркируется знаком обращения...
Знак обращения на рынке
В соответствии со статьей 27 Закона О техническом регулировании продукция, соответствие которой требованиям технических регламентов подтверждено в порядке, установленном Законом О техническом регулировании, маркируется знаком обращения на рынке.
Знак обращения на рынке представляет собой обозначение, служащее для информирования приобретателей, в том числе потребителей, о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов.
Можно сказать, что знак обращения на рынке - это своего рода знак безопасности продукции. Данный знак не является специальным защищенным знаком и наносится только в информационных целях.
Изображение знака обращения на рынке установлено Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2003 г. № 696. Знак обращения на рынке представляет собой сочетание букв "Т" (с точкой над ней) и "Р", вписанных в букву "С", стилизованную под измерительную скобу, имеющую одинаковые высоту и ширину. Изображение знака обращения на рынке должно быть одноцветным и контрастировать с цветом поверхности, на которую оно нанесено.
Для целей технического регулирования в рамках ЕАЭС применяется понятие "единый знак обращения продукции на рынке Союза" - обозначение, служащее для информирования приобретателей и потребителей о соответствии выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов ЕАЭС (см. п. 2 Протокола о техническом регулировании в рамках Евразийского экономического союза (Приложение № 9 к Договору о Евразийском экономическом союзе) (Астана, 29 мая 2014 г.)).
Продукция, соответствующая требованиям технических регламентов ЕАЭС, распространяющимся на эту продукцию, и прошедшая установленные техническими регламентами ЕАЭС процедуры оценки соответствия, подлежит обязательной маркировке единым знаком обращения продукции на рынке ЕАЭС.
Изображение единого знака обращения продукции на рынке ЕАЭС и порядок его применения утверждаются ЕЭК. По состоянию на 2 декабря 2016 г. в этом отношении действует решение Комиссии Таможенного союза от 15 июля 2011 г. N 711 (в редакции от 17 марта 2016 г.) "О едином знаке обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза и порядке его применения" (вместе с "Порядком применения единого знака обращения продукции на рынке Евразийского экономического союза").
При обращении продукции на территории ЕАЭС маркировка продукции должна быть нанесена на русском языке и при наличии соответствующих требований в законодательстве государств-членов на государственном (государственных) языке (языках) государства-члена, на территории которого реализуется продукция.
Маркировка знаком обращения на рынке осуществляется заявителем самостоятельно любым удобным для него способом. При этом особенности маркировки продукции знаком обращения на рынке устанавливаются техническими регламентами.
Так, например, в разделе XI "Маркировка табачной продукции единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза" Технического регламента Таможенного союза "Технический регламент на табачную продукцию" (ТР ТС 035/2014) (принят решением Совета Евразийской экономической комиссии от 12 ноября 2014 г. N 107) обозначено, что табачная продукция, прошедшая оценку соответствия требованиям указанного технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза осуществляется перед выпуском табачной продукции в обращение.
Единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза наносится на потребительскую упаковку (лист-вкладыш) табачной продукции любым способом, обеспечивающим его четкое и ясное изображение. Маркировка единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза свидетельствует о соответствии табачной продукции требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
В силу прямого указания ч. 2 статьи 27 Закона о ТР, продукция не может быть маркирована знаком обращения на рынке, если ее соответствие требованиям технических регламентов не подтверждено в установленном Законом порядке.
Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия
В соответствии с ч.1 ст.28 Закона О техническом регулировании права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия распространяются на обе формы обязательного подтверждения соответствия: обязательную сертификацию и...
Права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия
В соответствии с ч.1 ст.28 Закона О техническом регулировании права и обязанности заявителя в области обязательного подтверждения соответствия распространяются на обе формы обязательного подтверждения соответствия: обязательную сертификацию и декларирование соответствия.
Относительно права заявителя выбирать форму и схему подтверждения соответствия продукции, а также использовать для этого техническую документацию следует заметить, что свобода такого выбора не является абсолютной, она ограничивается требованиями технических регламентов, в которых напрямую закрепляются конкретные формы, схемы и содержание технической документации для обязательного подтверждения соответствия для определенного вида продукции.
Для осуществления обязательной сертификации заявитель вправе обращаться в любой орган по сертификации, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать.
Реализация права заявителя на обращение в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) осуществляется с соблюдением норм и правил, установленных в соответствующих законодательных актах Российской Федерации.
Помимо этого, в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона заявитель имеет право:
- на свободное получение информации, касающейся порядка осуществления подтверждения соответствия (в т.ч. обязательного);
- защиту своих имущественных интересов, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, предоставленных при осуществлении подтверждения соответствия (в т.ч. обязательного).
На основании ч. 2 статьи 28 Закона о ТР заявитель обязан:
- обеспечивать соответствие продукции требованиям технических регламентов;
- выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;
- указывать в сопроводительной документации сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии;
- предъявлять в органы государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов, а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия продукции требованиям технических регламентов (декларацию о соответствии, сертификат соответствия или их копии), либо регистрационный номер сертификата соответствия или декларации о соответствии;
- приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если действие сертификата соответствия или декларации о соответствии приостановлено либо прекращено;
- извещать орган по сертификации об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;
- приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не соответствует требованиям технических регламентов, на основании решений органов государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов;
- приостанавливать или прекращать реализацию продукции, если срок действия сертификата соответствия или декларации о соответствии истек, за исключением продукции, выпущенной в обращение на территории Российской Федерации во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ответственность за несоблюдение изготовителями и заявителями обязанностей возлагаемых на них Законом О техническом регулировании
Несоблюдение или ненадлежащее соблюдение заявителем установленных в статье 28 Закона о ТР обязанностей влечет применение к нему мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ. Административная ответственность...
Ответственность за несоблюдение изготовителями и заявителями обязанностей возлагаемых на них Законом О техническом регулировании
Несоблюдение или ненадлежащее соблюдение заявителем установленных в статье 28 Закона о ТР обязанностей влечет применение к нему мер ответственности, предусмотренных законодательством РФ.
Административная ответственность. Нормы КоАП РФ, которые устанавливают административную ответственность за нарушения в области технического регулирования, сгруппированы в нескольких статьях и включают составы:
- нарушение обязательных требований в области строительства и применения строительных материалов (изделий) (ст. 9.4 КоАП РФ);
- продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг ненадлежащего качества или с нарушением установленных законодательством Российской Федерации требований (ст. 14.4 КоАП РФ);
- нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов (ст. 14.43 КоАП РФ);
- недостоверное декларирование соответствия продукции (ст. 14.44 КоАП РФ);
- нарушение порядка реализации продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.45 КоАП РФ);
- нарушение порядка маркировки продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (ст. 14.46 КоАП РФ);
- нарушение обязательных требований к маркировке пищевой продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы (ст. 14.46.1 КоАП РФ);
- нарушение правил выполнения работ по сертификации (ст. 14.47 КоАП РФ);
- представление недостоверных или необъективных результатов исследований (испытаний) и (или) измерений (ст. 14.48 КоАП РФ);
- нарушение обязательных требований в отношении оборонной продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) (ст. 14.49 КоАП РФ);
- нарушение законодательства об обеспечении единства измерений (ст. 19.19 КоАП РФ);
- невыполнение требований о представлении образцов продукции, документов или сведений, необходимых для осуществления государственного контроля (надзора) в сфере технического регулирования (ст. 19.33 КоАП РФ).
В отдельной папке у нас приведены цитаты наиболее значимых статей КоАП РФ.
На сегодняшний день (с момента вступления Закона в силу) сложилась достаточно обширная практика привлечения к административной ответственности за нарушение обязательных требований.
Так же вы можете ознакомиться с нашими услугами:
Чтобы быть в курсе — подписываемся на обновления блога по почте.